Релиз YAMAHA MTN890' 2021

НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Нейкед MT-09 2021 модельного года получил полностью новый рядный 3-цилиндровый 890-кубовый двигатель. Напомним, что у модели предыдущего поколения рабочий объём цилиндров составлял 847 см3. Прирост кубатуры нового мотора обеспечен увеличением хода поршней (62,1 вместо прежней величины 59,1 мм) при сохранении того же диаметра цилиндров в 78 мм. Степень сжатия не изменилась: 11.5:1. Газораспределительный механизм – DOHC, с двумя верхними распределительными валами и 4 клапанами на цилиндр. Почти все основные части и детали силовой установки нового MT-09 были доработаны и облегчены: от кованых поршней и шатунов до коленчатого вала, распределительных валов и самого картера. Как итог – двигатель новинки легче предшественника почти на 300 г. Силовая установка нового MT-09 развивает крутящий момент 93 Нм при 7 000 об/мин и выдаёт максимальную мощность 87,5 кВт (119 л.с.) при 10 000 об/мин. При этом двигатель стал не только производительнее, но и экономичнее – в среднем на 9%, по сравнению с моделью предыдущего поколения.

 
 
 

Обновлённая система питания

Двигатель новинки Yamaha оснащён радикально изменённой системой питания. На MT-09 предыдущего поколения форсунки системы впрыска топлива крепились непосредственно к ГБЦ, тогда как на модели 2021 года они расположены в корпусе дроссельной заслонки. Теперь форсунки впрыскивают топливо на заднюю часть головок впускных клапанов, что способствует более эффективному распылению топлива и уменьшает прилипание частиц бензина к стенкам впускных каналов. Как и прежде, мотор MT-09 оснащён системой управления дроссельной заслонкой по проводам (YCC-T – Yamaha Chip Controlled Throttle), которая хорошо зарекомендовала себя в том числе и на спортивных внедорожных мотоциклах Yamaha серии YZ-F.

 
 
 

Fracture-Split шатуны

Шатуны нового MT-09 изготовлены по методу Fracture-Split, суть которого в том, что изначально шатун и его крышка отлиты единой деталью, которая затем после особой обработки и при помощи специального станка ломается на две части – в заранее предусмотренных точках. После части снова соединяются в целый шатун – в процессе установки на коленчатый вал, где половинки детали притягиваются друг к другу болтами. Такой способ гарантирует идеальное прилегание шатуна и его крышки, т.к. при разрыве детали образуется уникальный в своей неровности рельеф поверхностей, который после повторного скрепления элементов усиливает их соединение.

Цилиндры со смещением

Блок цилиндров двигателя Yamaha CP3 установлен со значительным наклоном в сторону переднего колеса мотоцикла. Такое смещение снижает трение поршней о стенки цилиндров, что в итоге обеспечивает мотору лучшую производительность и уменьшает расход топлива. Внутри самих цилиндров – износостойкое керамико-композитное покрытие, напрямую нанесённое на стенки. Такая обработка цилиндров также призвана снизить трение и вдобавок эффективно рассеивает тепло

Новые впускная и выпускная системы

 
 
 

Выпускная система нового MT-09 наделяет нейкед Yamaha фирменным басовитым звучанием на низких оборотах. Вся система не выступает за габариты двигателя и компактно спрятана внизу MT-09 – что в том числе способствует снижению центра тяжести модели. Два едва заметных выходных отверстия расположены симметрично слева и справа, за счёт чего звук работы мотора равномерно распределяется по сторонам мотоцикла. Трубы нового выпускного коллектора из нержавеющей стали имеют разную форму, длину и диаметр, что обеспечивает эффект пульсации, необходимый для оптимальной работы рядного 3-цилиндрового двигателя. Мотор новинки Yamaha соответствует нормам шумности и экологичности выхлопа «Евро-V». При этом тандем нового двигателя и новой выпускной системы стал легче на 1700 г.

Свой вклад в формирование правильного звука мотоцикла вносит и настроенная впускная система, которая была специально разработана для соответствия конструкции 890-кубового двигателя. Новый впуск с тремя каналами, имеющими разное поперечное сечение и длину, не только обеспечивает линейный отзыв мотора на открытие и закрытие ручки газа, но и добавляет свою ноту к симфонии MT-09 – особенно на средних и высоких оборотах.

Оптимизированная трансмиссия

6-ступенчатая коробка передач нейкеда Yamaha MT-09 была также доработана: передаточные отношения первой и второй ступеней стали чуть выше, чем прежде (1-ая передача: 2,666  2,571; 2-ая передача: 2,000  1,947), а вилка переключения передач была заменена новой, плавающего типа, с дополнительной пружиной на направляющей. Вкупе с оптимизированным под характеристики нового 890-кубового двигателя проскальзывающим сцеплением трансмиссия новинки Yamaha обеспечивает мотоциклу динамичное ускорение и чёткие переключения передач.

 
 
 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Новая алюминиевая рама

Мотоцикл построен на базе новой диагональной алюминиевой рамы, которая в сборе с подрамником и маятником задней подвески стала на 2,3 кг легче, чем весило шасси модели предыдущего поколения. Рама изготовлена методом литья алюминия под давлением, по современной технологии контролируемого наполнения (CF – Controlled Filling). За счёт сверхточного производства удалось сделать стенки рамы рекордно тонкими – всего 1,7 мм в толщину – при общем повышении жёсткости структуры. Для сравнения: наиболее тонкая секция рамы нейкеда MT-09 предыдущего поколения – 3,5 мм. Инженеры Yamaha изменили баланс жёсткости и гибкости рамы, пересмотрев её характеристики продольной, поперечной и крутильной жёсткости. В частности, поперечная жёсткость была увеличена почти на 50%, что сделало MT-09 значительнее стабильнее и устойчивее на высокой скорости.

 
 
 

Изменился угол установки двигателя: с прежнего 47.5° на более вертикальный 52.3°. Это позволило сделать раму немного компактнее и плотнее «вписать» силовую установку в структуру шасси. Ещё одно важное изменение – позиция рулевой колонки стала ниже на 30 мм, что стало возможным за счёт использования более короткой вилки и в силу уже упомянутого более компактного дизайна рамы. Пониженное расположение рулевой колонки улучшило загрузку передней части MT-09, что в результате улучшило то самое «чувство переднего колеса», позволяющее райдеру быстрее и безопаснее проходить повороты.

Подрамник и маятник задней подвески

Подрамник нового Yamaha MT-09 также изготовлен из алюминиевого сплава, по той же технологии, что и рама мотоцикла. В сравнении со стальным подрамником нейкеда предыдущего поколения, новая деталь на 1,5 кг легче. Уменьшился и вес алюминиевого маятника задней подвески – ещё минус 250 г от общей массы нейкеда. За счёт изменённой шарнирной конструкции маятник теперь крепится к раме не снаружи, а изнутри. Другими словами – если раньше несущие трубы маятника как бы «обнимали» нижнюю секцию рамы мотоцикла, то на модели 2021 года втулка маятника «вставляется» в расширенный каркас рамы. Это и другие изменения конструкции ходовой части MT-09 послужили улучшению управляемости и стабильности мотоцикла при сохранении фирменной агрессивной маневренности нейкедов серии MT.

Подвеска

Не осталась без изменений и подвеска модели. Полностью регулируемая вилка перевёрнутого типа с перьями диаметром 41 мм была перенастроена, в результате чего ход переднего колеса немного уменьшился, но при этом улучшилась обратная связь, дающая райдеру больше информации (а, точнее, ощущений) о работе передней подвески. Как и на MT-09 предыдущего поколения, сзади используется моноамортизатор, установленный в рычажной системе (которая на модели 2021 года была изменена – ради более эффективного использования свободного пространства). Моноамортизатор имеет регулировки изменения преднатяга пружины и демпфирования гидравлики отбоя.

 
 
 

Нейкед MT-09SP оснащается более продвинутой подвеской, с улучшенными характеристиками и расширенным набором настроек. Так, например, вилка KYB перевёрнутого типа предлагает райдеру полный набор настроек – причём для правой и левой стороны вилки индивидуально. Настроить можно преднатяг пружины, демпфирование отбоя, а также демпфирование быстрого и медленного сжатия по отдельности. Вдобавок к этому на перья вилки нового MT-09SP нанесено снижающее трение износостойкое алмазоподобное покрытие.

Городские скутеры

 
 

В задней подвеске MT-09SP используется полностью регулируемый моноамортизатор Öhlins с удобной настройкой преднатяга пружины. Для быстрого изменения этого параметра предусмотрен специальный регулятор, размещённый в легко доступном месте.

 
 
 

Тормозная система

С повышением производительности двигателя и улучшением ходовых качеств мотоцикла возникла необходимость и в доработке тормозной системы модели. Новинка Yamaha получила главный тормозной цилиндр переднего тормоза радиального типа. При такой конфигурации системы цилиндр, изменяющий давление в магистрали, двигается параллельно движению рычага переднего тормоза, что делает динамику тормозного усилия более линейной и в итоге улучшает контроль над процессом торможения. Вслед за серийным супербайком YZF-R1 последнего поколения новый MT-09 – второй дорожный мотоцикл Yamaha из актуальной модельной линейки, оснащённым главным тормозным цилиндром радиального типа!

 
 
 

Колёсные диски SpinForged

Ещё одна интересная особенность MT-09 2021 модельного года – новые колёсные диски (а, вернее, метод их изготовления). При производстве колёс нового нейкеда используется уникальная запатентованная технология SpinForged (от англ. слов «вращать» и «ковать»), благодаря которой инженеры Yamaha смогли создать лёгкие и прочные диски, почти не уступающие по качествам кованым, но при этом не столь дорогие.

Для начала методом традиционного гравитационного литья отливается заготовка из особого композитного сплава (алюминий-кремний-магний), со ступицей сложной формы. Затем колесо устанавливают горизонтально на специальный станок, который раскручивает заготовку до определённых оборотов, и при этом обод нагревается газовым факелом до высокой температуры. Наконец, пока колёсный диск с раскалённым ободом вращается, специальный пресс-ролик оказывает высокое давление на обод, уплотняя металл и формируя зону сверхпрочного полотна. После этой процедуры диск проходит финальную обработку, в ходе которой со спиц снимают лишнее литьё и дорабатывают ступицу. Стоит также отметить, что колёса SpinForged от начала и до конца изготавливаются на заводе Yamaha Motor, что позволяет компании контролировать качество продукции на всех этапах производства.